Некоторые креветки делают плазму своими когтями. Теперь 3-D печатный коготь тоже может.

У некоторых креветок есть секретная сверхдержава: щелкание когтями высвобождает пузыри, которые производят плазму и ударные волны, чтобы оглушить добычу. Ученые сообщают 15 марта в журнале «Science Advances», что теперь трехмерный отпечатанный коготь воспроизводит это явление в лаборатории.

Когда щелкающая креветка (Alpheus formosus и родственные виды) захлопывает свой мощный коготь, она извергает струю воды. Этот быстро движущийся поток создает пузырь, который затем разрушается. Коллапс создает экстремальные давления и температуры, которые достигают тысяч градусов по Цельсию, создавая плазму, состояние вещества, при котором электроны освобождаются от своих атомов.

Используя сканы когтя щелкающих креветок в качестве чертежа, ученые 3-D напечатали версию, в пять раз превышающую оригинал, делая ее закрытой примерно на той же скорости, что и настоящая. Команда использовала высокоскоростную визуализацию, чтобы наблюдать пузыри, которые производил поддельный коготь, а также другую камеру, которая улавливала тусклые вспышки света, связанные с плазмой. Исследователи выясняют, могут ли подобные методы быть полезными для обеззараживания воды плазмой, которая может убивать патогенные микроорганизмы.

Но для креветок производство плазмы не является целью: «Мы не думаем, что креветки намеренно пытаются создать плазму», - говорит инженер-механик Дэвид Стэк из Техасского университета A & M в Колледж-Стейшн, соавтор исследования. Вместо этого креветки стремятся создать ударную волну, которая обездвиживает их добычу. Эта ударная волна возникает в условиях, которые также производят плазму, говорит Стаак.