Российские ученые нашли способ кардинально улучшить экологическую обстановку вокруг угольных шахт

Находчивый метод может оказаться главным благом для повышения безопасности и уменьшения загрязнения окружающей среды при добыче полезных ископаемых по всему миру.

Исследователи из Российского национального университета науки и технологий NUST MISiS нашли способ резко сократить самовозгорание следов угля, обнаруженных в отвалах пустой породы, путем изменения места расположения этих свалок, тем самым уменьшая риск возникновения пожара и улучшая условия окружающей среды в Горных районах.

Известные как «хвостохранилища», материалы, оставшиеся после извлечения ценных руд, зачастую очень трудно погасить после того, как они загорятся, выпуская токсичные вещества в атмосферу в течение нескольких месяцев или даже лет за один раз. Ситуация осложняется тем, что отходы чаще всего сбрасываются в каньоны и овраги в геологически нестабильных районах, обычно вдали от каких-либо населенных пунктов и связанных с ними инженерных сооружений и инфраструктуры.

Д-р Адриан Батугин, геофизик и профессор Горного института NUST MISiS, сказал, что он и его коллеги обнаружили, что хвостохранилища в геодинамически активных зонах горят чаще, чем вне их.

Это, по его словам, привело его и его коллег-исследователей к гипотезе о связи между пожарами угольных свалок и этими геодинамически активными районами. Эта гипотеза «основывалась на идее о том, что, находясь в такой высоко проницаемой зоне, воздух может проникать в нижнюю часть хвоста снизу, «через» зону, особенно если он пересекается с близлежащей шахтой».

Соответственно, благодаря тщательному изучению территории разработки геодинамически активных районов с использованием компьютерного моделирования ученые могут находить подходящие места для захоронения хвостов, чтобы снизить риск сгорания и связанный с ним опасный и экологический ущерб.

«Мины, их добыча, хвостохранилища, города - все интегрировано в естественную геодинамическую подвижную систему земной коры», - сказал Батугин.

«Ранее считалось, что антропогенные системы можно считать «стационарными» в геологическом масштабе времени (учитывая, что срок службы шахты незначителен по сравнению с природными геологическими процессами). Однако теперь установлено, что существует взаимодействие глобальных и локальных процессов, и этот факт признан наиболее важным результатом исследований в области геомеханики и геодинамики. Соответственно, теперь мы можем задним числом увидеть ошибки в выборе технических решений», - добавил профессор.

Ученые NUST MISiS занимаются моделированием процесса, посредством которого воздух проникает в хвосты в геодинамически активных областях, и надеются более подробно изучить, как повышение температуры влияет и ускоряет процессы движения воздуха внутри отходов горнодобывающей промышленности.

Sea Dinner 8. Готовим чебуреки "Узбекистон" на яхте.